Состояние и перспективы радиационно-гигиенических исследований в Зоне отчуждения ЧАЄС
Для хозяйственно-питьевых целей в гг. Чернобыле и Припяти используется артезианская вода сеноманского и бучакского водоносных горизонтов и по органолептическим свойствам, минерализации, жесткости, щелочности, содержанию хлоридов и сульфатов имеет относительно стабильный состав. Величины указанных показателей, кроме содержания железа, находятся в пределах, характерных для чистых вод этих… Читати ще >
Состояние и перспективы радиационно-гигиенических исследований в Зоне отчуждения ЧАЄС (реферат, курсова, диплом, контрольна)
В течение 1991;1998 гг. специалистами УНГЦ проводился радиационно-гигиенический мониторинг объектов окружающей среды и условий труда вахтового персонала, работающего на различных производственных участках Зоны отчуждения ЧАЭС.
Целью исследований было обоснование комплекса мероприятий по снижению риска возможного неблагоприятного воздействия факторов радиационной и нерадиационной природы на окружающую среду Зоны отчуждения, условия труда и здоровье работающих вахтовым методом.
Установлено, что основными загрязнителями воздушной среды в Зоне отчуждения являются пылевой фактор и автотранспорт. Наиболее высокие уровни содержания взвешенных веществ регистрировались в местах проведения землеройных работ, где концентрация пыли в приземном слое атмосферного воздуха превышала ПДК в 6,0 и более раз.
Концентрация аэрозолей тяжелых металлов в приземном слое атмосферного воздуха в точках исследования были на один-два порядка ниже максимально разовых ПДК.
В последние годы в воздушной среде Зоны отчуждения в основном регистрируются долгоживущие радионуклиды (цезий-137, стронций-90, изотопы плутония). Начиная с 1993 г. концентрация смеси этих радионуклидов в воздухе г. Чернобыля находится на уровне 5,18Е-8 — 1,29Е-7 Бк/л, а на промплощадке ЧАЭС на порядок выше — в пределах 8,51Е-7 — 3,29Е-6 Бк/л. вахтовый риск неблагоприятный радиационный Изучение химического загрязнения почвы Зоны отчуждения показало, что в подавляющем большинстве точек отбора проб содержание в ней таких тяжелых металлов, как свинец, никель, кадмий и цинк, по средним значениям превышало фоновые величины, свойственные данному региону от 1,5 до 5,0 раз. Зарегистрированное в почве г. Чернобыля высокое содержание свинца, кадмия и цинка свидетельствует о том, что основным источником их поступления в почву является автотранспорт.
Бактериологическое исследование образцов почвы, отобранных в Зоне отчуждения, установило ее умеренное антропогенное загрязнение в местах проживания и трудовой деятельности вахтового персонала. Количество загрязненных проб почвы, определяемых по титру БГКП составило 30,6%.
Гельминтологические исследования проб почвы, отобранных в г. Чернобыле, показали, что более 30% из них содержат от 40 до 150 яиц геогельминтов в 1 кг почвы. Из них жизнеспособные формы составили около 50%, что свидетельствует о санитарном неблагополучии почвы.
Установлено, что основная масса радионуклидов аварийного происхождения сконцентрирована в верхнем 5-см слое почвы.
Для хозяйственно-питьевых целей в гг. Чернобыле и Припяти используется артезианская вода сеноманского и бучакского водоносных горизонтов и по органолептическим свойствам, минерализации, жесткости, щелочности, содержанию хлоридов и сульфатов имеет относительно стабильный состав. Величины указанных показателей, кроме содержания железа, находятся в пределах, характерных для чистых вод этих водоносных горизонтов. Повышенное содержание железа свойственно для этой воды. Причем, в воде бучакского горизонта уровни железа выше и нередко превышают ПДК в 2−4 раза.
Изучение воды на содержание радионуклидов показало, что в водопроводной воде г. Чернобыля концентрация цезия-137 находилась в пределах 0,1−0,44 Бк/л, а стронция-90 — 0,01−0,07 Бк/л, что на один-два порядка ниже допустимой концентрации, регламентированной ДР-97.
Исследованиями условий труда отдельных профессиональных групп вахтового персонала (операторы строительной техники, водители автомобилей, дезактиваторщики) установлено, что в наиболее неблагоприятных условиях работают бульдозеристы — они подвергаются интенсивной шумовой и вибрационной нагрузке, в воздухе рабочей зоны определяются высокие концентрации почвенной пыли (превышение ПДК от 4 до 12 раз), окиси углерода и углеводородов нефти.
Физиологические исследования выявили уже в начале вахты у части обследованных лиц признаки тех или иных нарушений функционального состояния основных систем организма. Особенно часто отмечались изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. Отмечено также понижение остроты слуха, выявлены признаки вестибулярной дисфункции. При этом установлена довольно высокая корреляционная связь этих изменений со стажем работы в Зоне отчуждения и дозовой нагрузкой у исследуемых лиц.
Результаты расчета среднегодовых эффективных доз облучения вахтового персонала показали, что наибольшему облучению подвержены дезактиваторщики, занятые на дезактивации оборудования и транспортных средств. Значения суммарных эффективных доз облучения варьировали в пределах от 0,37 до 0,66 сЗв/год при средней величине 0,55 сЗв/год. У 66,7% этих специалистов эффективные дозы облучения были выше 0,50 сЗв/год.
У операторов тяжелой строительной техники и водителей большегрузных автомобилей суммарные эффективные дозы облучения были в пределах 0,28−0,54 сЗв/год при среднем значении 0,39 сЗв/год. Только у 22,7% этих специалистов суммарная эффективная доза была выше 0,50 сЗв/год.
Изучение структуры среднегодовой дозы облучения обследованных специалистов вахтового персонала показало, что эффективную дозу, в основном, формирует внешнее гамма-излучение от аварийного выброса, которое составило 76,4% от всей дозы. На внутреннее облучение приходилось 23,6%, из которого — 16,2% - облучение аварийного происхождения и 7,4% - за счет естественных радионуклидов. вклад изотопов плутония нестолько незначителен, что он существенно не влияет на указанные процентные соотношения.
Материалы изучения состояния здоровья вахтового персонала свидетельствуют, что наиболее выраженное влияние на заболеваемость с временной утратой трудоспособности оказывали условия труда, психо-эмоциональное напряжение и стаж работы в Зоне отчуждения ЧАЭС. Прогноз показал, что проведение мероприятий по созданию оптимальных условий труда на объектах Зоны отчуждения может привести к снижению заболеваемости вахтового персонала в случаях на 40%, а в днях нетрудоспособности — в 2 раза.
На основании результатов проведенных исследований были разработаны «Гигиенические рекомендации по оптимизации условий труда и регламентов поведения вахтового персонала в Зоне отчуждения Чернобыльской АЭС».
В перспективе выполнение радиационно-гигиенических исследований в Зоне отчуждения ЧАЭС должно осуществляться по следующим основным направлениям:
- · проведение радиационно-гигиенической паспортизации рабочих мест вахтового персонала, работающего в Зоне отчуждения и персонала ПО ЧАЭС объекта «Укрытие»;
- · разработка концепции риск-польза различных видов деятельности в Зоне отчуждения на основе гигиенических и медико-биологических исследований;
- · получение интегральной оценки состояния здоровья лиц, временно поселившихся в Зоне отчуждения, санитарно-гигиенических условий их проживания и разработка рекомендаций по оздоровлению и минимизации облучения.