Соціальний статус та його відображення у мові
Большую часть принадлежащих ему социальных статусов каждый индивид достигает самостоятельно. Подобные статусы называют приобретенными или достигнутыми (англ. achieved). К примеру, статус студента достигается путем успешного прохождения вступительных испытаний в университет, статус победителя — победой в состязании, статус мужа или жены — заключением брачного союза. Остальные социальные статусы… Читати ще >
Соціальний статус та його відображення у мові (реферат, курсова, диплом, контрольна)
Многие термины пришли в социолингвистику из других смежных с ней наук: социологии и социальной психологии. Важнейшими из них являются социальный статус и социальная роль.
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статусом стали называть социальное положение человека в обществе. Социальное положение — обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.
В современной социологии социальный статус определяется как относительное положение личности или социальной группы в социальной системе, устанавливаемое по целому ряду признаков, которые характерны для данной системы. Общепризнанным фактом является то, что социальный статус накладывает свой отпечаток и на жизненный стиль человека, его личностные установки, а также различные общественные связи и т. п.
Поскольку социальный статус является комплексным понятием, то для того, чтобы установить социальный статус индивида, нужно принять во внимание несметное число всевозможных факторов, которые отражают положение человека в обществе. Например, необходимо учитывать следующие факторы: пол, возраст, уровень образования, уровень дохода, род занятий, национальная и территориальная принадлежность и т. д.
В работе В. И. Карасика термином «социальный статус» обозначается соотносительное положение человека в социальной системе, включающее права и обязанности и вытекающие отсюда взаимные ожидания поведения. При этом личностные характеристики человека отступают на второй план [Карасик 2002: 48].
С данным понятием тесно связано другое понятие — социальной роли. Многие современные социологи считают, что социальная роль является динамическим аспектом социального статуса. Введем определение социальной роли: социальная роль — это «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную социальную позицию или статус» [Мостовая, Волков 1998].
Роберт Линтон связывает понятия социального статуса и социальных ролей следующим образом: статус относится к индивидуальным позициям в структуре социальных взаимодействий; роли же относятся к поведенческому, динамическому аспекту статуса. Статус определяет права и обязанности индивида, роль описывает его обычные действия, вытекающие из этих прав и обязанностей. «У каждой особи много статусов: воин, муж, отец и т. д., и соответственно человек играет много ролей: верного мужа, неверного мужа, обманутого мужа» [Там же]. Таким образом, можно заключить, что социальная роль — более узкое, конкретное понятие, нежели социальный статус.
Данной точки зрения придерживаются очень многие социологи нашего времени, к ним относится и автор одного из самых известных в нашей стране зарубежных учебников по социологии Н. Смелзер. С. Р. Линтоном соглашаются и многие другие современные социологи. Например, Mark Hagopian полагает, что статус указывает на позицию, связанную со сферой прав и обязанностей, привилегий и обязательств, которые, в свою очередь, приписаны законом возможностей или ограничений, признанных публично и поддерживаемых авторитетом общественного мнения [Hagopian 1975: 34].
В этой связи нельзя не подчеркнуть тот факт, что в последние годы большинство лингвистов признает необходимость детального анализа особенностей и качеств, присущих социальному статусу, а также распределения социальных ролей принимая во внимание их отражение в языке (В.И. Карасик, Л. П. Крысин, А. Д. Швейцер, Т. И. Шевченко, W. Labov, J. Gumperz, P. Trugill и многие другие).
В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. С традиционной точки зрения, фактор взаимодействия рассматривают с различных сторон: многие социолингвисты принимают во внимание отношения между коммуникантами, их эмоциональное состояние во время общения, а также ряд следующих характеристик: гендерная принадлежность, возраст, уровень образования, классовая, территориальная и профессиональная принадлежности участников общения и т. п.
Находясь в современном обществе и пребывая в разных социальных группах, каждый человек занимает далеко не одну социальную позицию в обществе. К примеру, студент (нельзя не согласиться, что данный статус сам по себе уже является некоторой социальной позицией) может занимать роль активиста некой молодежной организации, он также может быть победителем университета по настольному теннису, певцом в музыкальном коллективе; для родных дома он, в первую очередь, является сыном и братом, а для друзей — хорошим приятелем и проч. Каждое из вышеперечисленных положений непосредственно связано с определенными правами и обязанностями и дифференцируется как социальный статус.
Как правило, самыми явными и ощутимыми для всех носителей языка являются те характерные особенности речи, которые отражают социальную стратификацию относительно вертикальной шкалы, т. е. принадлежность к высокому или низкому классу. Большая часть носителей того или иного языка имеют представление о данной стратификации и в состоянии дать соответствующую оценку престижу того или другого социального диалекта. Стоит также заметить, что представители низкого социального класса, которые говорят на менее престижном социолекте, зачастую не ставят перед собой цель овладеть более престижной языковой формой.
Социолект — это разновидность языка, характеризующаяся ее использованием в пределах определенной социальной группы — сословной, профессиональной, возрастной [Словарь социолингвистических терминов: 2006]. Данный термин может использоваться для обозначения всевозможных языковых образований, которые базируются на социальном обособлении людей. Любой социолект нельзя назвать целостной коммуникативной системой, т.к. он характеризуется специфическими наименованиями (словами и словосочетаниями) и синтаксическими конструкциями; в то же время, грамматические категории языка и синтаксис остаются неспецифическими [Там же].
Однако, бывают случаи, когда представитель низкого социального статуса стремится к имитации наиболее престижного произношения представителей высокого класса. P. Trudgill считает, что подобная тенденция наблюдается, когда человек переходит из неофициальной сферы общения в более официальную [Trudgill 2000: 87].
Большую часть принадлежащих ему социальных статусов каждый индивид достигает самостоятельно. Подобные статусы называют приобретенными или достигнутыми (англ. achieved). К примеру, статус студента достигается путем успешного прохождения вступительных испытаний в университет, статус победителя — победой в состязании, статус мужа или жены — заключением брачного союза. Остальные социальные статусы — к примеру, такие, как гендерная, расовая и этническая принадлежности, каждый человек получает при появлении на свет, и они называются приписанными или наследуемыми (англ. ascribed). Некоторые наследуемые статусы приобретаются нами и позже. Так, например, статус старшего брата приобретается молодым человеком при рождении в семье еще одного мальчика; статус совершеннолетнего достается человеку по достижении определенной возрастной категории граждан. Основная мысль наследуемых статусов состоит в том, что каждый человек получает их автоматически. Этот процесс происходит вне зависимости от его воли и желания. И затем, как правило, эти статусы закрепляются за индивидом на всю дальнейшую жизнь. Можно и утратить роль наследуемого статуса — подобное явление может произойти по различным вынужденным правилам; и опять же — без участия индивида. Например, подобным образом в виду различных внешних обстоятельств может быть утрачен статус военнообязанного.
Однако, существуют статусы, которые могут совмещать в себе характеристики как достигнутых, так и наследуемых. В качестве примера можно привести следующие ситуации: индивид прилагает значительные усилия для написания и защиты кандидатской или докторской диссертации, и приобретенное в итоге ученое звание закрепляется за ним на всю последующую жизнь. Другим примером может послужить статус правонарушителя. Подобный статус приписывается по решению суда, но приобретается индивидом вследствие его противоправных действий. Отдельные статусы являются ситуативными и обладают кратковременным характером. К ним можно причислить: пассажир троллейбуса, покупатель в магазине, человек, выступающий с докладом на собрании или конференции. Значительность подобных статусов отчасти восполнятся благодаря их периодической возобновляемости.
Социальные статусы устанавливают взаимоотношения между индивидом и остальными членами общества, а также его сравнительно несменяемое или кратковременное положение в социальных уровнях различного типа.
Под любым статусом подразумеваются определенные права и обязанности и соответствующее данному статусу нормативное поведение. Под статусом студента подразумеваются следующие условия: посещение лекций и семинарских занятий, успешную сдачу экзаменов, право на пользование библиотекой университета, различные обязательства, связанные с прохождением практик и т. д. Статус преподавателя предполагает знание соответствующих компетенций в преподаваемой им дисциплине, необходимые умения и навыки педагогического характера, участие в заседаниях кафедры, а также ведение научно-исследовательской деятельности и т. п. Со стороны индивида, который обладает этим или другим социальным статусом, другие люди, входящие в его близлежащее окружение, ожидают характерного типа поведения, который соответствует данному статусу.
Подобный комплекс шаблонных и общеустановленных ожиданий имеет название социальной роли. И здесь необходимо сказать, что каждому статусу могут соответствовать порядка нескольких социальных ролей: к примеру, предположения касательно преподавателя университета со стороны учащихся, коллег по работе, заведующего кафедрой, начальства и различных технических работников вуза — весьма различны. Таким образом, совокупность ролей, которые прикреплены к определенному статусу, носит название ролевого набора.
Большое количество ролей, которые обычно характерны для того или иного вида общества, носят определенные наименования и маркировки в языке: муж, мать, дочь, одногруппник, сосед, воспитатель, продавец, абитуриент, пассажир, поставщик товаров, начальник собрания и т. д. Многие взрослые граждане в той или иной степени довольно прекрасно понимают, что им следует ожидать от поведения каждого отдельного индивида при выполнении им каждой из подобного рода ролей, поэтому даже простое упоминание названия социальной роли как правило пробуждает в уме порождающего речь или воспринимающего ее суждение о целом комплексе прав и обязанностей, которые свойственны этой социальной роли.
Ролевые предположения не обусловливаются конкретным индивидом — они создаются в купе с тем видом социального устройства, в пределах которого данная роль имеется. Впрочем, данное замечание является верным только при абстрактном анализе социальных статусов и сопряженных с ними ролей. По существу, настоящий индивид при получении определенного статуса приступает к освоению соответствующих ролей. Данный процесс социологи называют интернализацией роли (от лат. internus 'внутренний').
Вне зависимости от того, что комплекс ожиданий, который присущ той или другой роли, складывается из набора постоянных элементов, определяющих поведение индивида, процесс интернализации ролей каждым отдельным человеком осуществляется через призму его персонального опыта и под воздействием той микрои макросреды, к которой он относится. Из этого можно сделать следующий вывод: реализация ролей — как ограниченных постоянными и продолжительными по времени социальными особенностями индивида, так и проходящими в той или иной типовой ситуации, — изменяется от субъекта к субъекту и от одной социальной группы к другой. Необходимо, однако, заметить, что данная вариативность лежит в конкретных пределах, а именно в то время, когда она не находится в противоречии с ожиданиями, которые характерны данной роли, и не выходит за рамки различных социальных стандартов и установленных порядков.
Из человеческих представлений о стандартизированном выполнении той или иной социальной роли создаются стереотипы, которые являются неотъемлемой составляющей ролевого поведения. Подобные стереотипы создаются на базе опыта, неоднократной воспроизводимости ролевых признаков, которые характеризуют поведение индивида, его привычку говорить, стиль движений, манеру одеваться и т. д. Любой язык даже имеет некоторые устойчивые выражения, которые отражают представления говорящих на данном языке об определенном речевом поведении индивида, присущем той или иной социальной роли. Например, в русском языке — «твердит, как учитель»; «отбрось свой прокурорский тон»; «тоном провинившегося школьника»; «голосит, как торговка на базаре» и т. д.
Научение ролевому поведению происходит в пределах некоторой социальной системы, т. е. сквозь призму налагаемых этой системой формальных и неформальных санкций. Данные санкции бывают двух типов: положительные санкции (поощрения) и отрицательные санкции (наказания). Вследствие этого, система социальных отношений диктует носителю нового статуса закрепленные внутри нее определяющие правила его нового ролевого набора. Однако, каждая личность обладает некоторой известной степенью свободы переработки типичных ролей, что называется, «под себя» — согласно с собственным пониманием типового поведения, которое соответствует заново приобретенному этой личностью статусу. Приспособленцы или конформисты готовы принять роль в уже готовом виде. Остальные, наоборот, получая роль, начинают усердно навязывать свое собственное видение этой роли соучастникам социального взаимодействия и зачастую добиваются неплохих успехов в трансформации роли. При этом, в случае если модификация данной роли становится чрезмерно радикальной, то ее носитель претерпевает в обществе непонимание и осуждение.
Крайне важно принять во внимание следующий факт: жизнь человека как одного из членов общества берет свое начало с постижения ролевого поведения в исходной группе — в той семье, в которой этот человек родился и теперь воспитывается. С этого момента возникает процесс его социализации, иными словами, — начинается процесс его интеграции в общество, в котором он будет жить и работать. Социализация является процессом, по мере развития которого личность постепенно включается в новые для себя социальные группы и образования и осваивает все новые роли. Воспринятие языка, который используется в том или ином обществе, и усвоение законов и норм его применения согласно с выполнением тех или иных социальных ролей обнаруживается составляющей этого процесса и имеет название языковой социализации.
" Статус" и «социальная роль» — это те социальные категории, которые рассматриваются некоторыми исследователями в качестве условий, оказывающих влияние на стилистическое изменение языка. Для множества современных исследований в сфере стилистики присуще острое внимание к говорящему как к одному из основополагающих факторов, которые обусловливают варьирование речи и вычленение всевозможных типов говорящих в зависимости от социальных и различных ситуативных признаков. Таковым является передовое для своего времени научное исследование Уильяма Лабова, в котором ученый рассматривает фонетическую вариативность современного варианта американского английского языка во взаимосвязи с социальным расслоением говорящих и в купе со стилистическими условиями речи [William Labov 2001].