Біографія Костянтина Трохимовича Булочка
В 1933 году Булочко сумел завоевать первые места на городских соревнованиях в «штыке» и «эспадроне» и второе в сравнительно новом для него виде оружия — рапире. Следующий год стал годом окончания института, сдачи госэкзаменов и вступления в связи с получением высшего образования Константина Булочко в должность заведующего кафедрой фехтования и рукопашного боя. В 1934;35 годах он занимал… Читати ще >
Біографія Костянтина Трохимовича Булочка (реферат, курсова, диплом, контрольна)
Константин Трофимович Булочко (26 июля 1908, Гродно — 14 января 1991, Ленинград) — заслуженный тренер СССР, многократный чемпион СССР, кандидат педагогических наук, профессор ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Заслуженный мастер спорта, судья Всесоюзной категории. Один из ведущих специалистов по подготовке мастеров русского рукопашного боя. Знаток и коллекционер холодного оружия.
Родился 26 июля 1908 года в Гродно в семье белорусского крестьянина. В 1920 году из-за неспокойной обстановки — военных действий между Красной армией и польскими войсками Ю. Пилсудского, семья переехала в Смоленск. В 1921 году 12-летний Константин уже работал учеником в гараже Смоленского губпродкома. А всего год спустя начал свою военную «карьеру». Он служил и рядовым красноармейцем, и посыльным, и повозочником… В эти восемь лет военной службы уместилось так много важных, решающих событий, что они определили весь дальнейший его жизненный путь. «Без отрыва» от службы он сумел окончить трехгодичную школу взрослых повышенного типа Смоленского губполитпросвета. И, возможно, именно это свидетельство о среднем образовании принесло ему самую высокую из исполнявшихся им должностей — старший писарь 60-го стрелкового полка. К этому времени он успел получить еще один очень ценный навык — мастерство в штыковом бою. В те годы на Западном фронте после боевых действий с белополяками ветеранов штыкового боя было не занимать. Но горячо увлеченный умной и волнующе-азартной стихией фехтования на штыках молодой боец сумел стать опасным соперником даже для бывалых ветеранов. Отметим, что тренерами его в разное время были Н. А. Стогов, В. М. Захаров и Ю. К. Мордовин.
Однако его спортивные успехи начались не с фехтования, а с легкой атлетики.
В 1926 и 1927 годах на смоленских общегородских соревнованиях он сразу же стал победителем в прыжках в высоту, и с шестом, и в беге с барьерами, в пятиборье, шестиборье и эстафете. Такая солидная общефизическая подготовка не могла не сослужить добрую службу и в фехтовании. Чтобы получить право участвовать в первенстве Смоленска по фехтованию, он должен был доказать сначала, что он один из сильнейших «штыковиков» в своем полку, а может, и во всем гарнизоне, что он и сделал, а затем, состязаясь с лучшими и более опытными фехтовальщиками города, вышел на второе место. На следующий год он уже был на первом месте в «штыке», но вторым в «эспадроне». В августе 1928 года в Москве должна была проводиться Первая Всесоюзная Спартакиада с участием как отечественных, так и иностранных рабочих-спортсменов. По стране уже катился спортивный бум. Для того, чтобы попасть на Спартакиаду, Булочко должен был доказать, что он лучший «штыкист» своего «района» (в то время РСФСР делилась на экономические районы и Смоленск входил в ЦЗР — Центральный земледельческий район) и после того, как сделал это, в составе команды «района» поехал в Москву. И он завоевал призовые места в личном и в командном зачете. Домой Булочко вернулся героем. И неслучайно столичная спортивная печать отметила его как одного из лучших на Спартакиаде юношей-штыковиков.
Последний год своей службы он провел в хозвзводе Западного фронта и Западного военного округа. Похоже, что такая должность позволяла уделять много времени фехтовальной тренировке. После демобилизации Константин год проработал инструктором физкультуры во 2-й железнодорожной школе Смоленска. А затем в 1930 году стал студентом Ленинградского института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Хорошие фехтовальные навыки и некоторый педагогический опыт, полученный в Смоленской железнодорожной школе, позволили ему с первых же студенческих лет начать и преподавание в том же институте, где он только что начал учиться. Булочко не только учился сам, но и преподавал, работал ассистентом на кафедре физической подготовки в РККА по фехтованию и усиленно тренировался. Ленинград — город со старейшими в стране фехтовальными традициями и целой армией лучших в Советском Союзе мастеров в этом виде спорта. Для того, чтобы иметь возможность на равных скрестить с ними клинки, недостаточно было одной природной одаренности, требовалась целенаправленная, с учетом боевых особенностей будущих знаменитых соперников, упорная тренировка.
В 1933 году Булочко сумел завоевать первые места на городских соревнованиях в «штыке» и «эспадроне» и второе в сравнительно новом для него виде оружия — рапире. Следующий год стал годом окончания института, сдачи госэкзаменов и вступления в связи с получением высшего образования Константина Булочко в должность заведующего кафедрой фехтования и рукопашного боя. В 1934;35 годах он занимал на соревнованиях лишь второе место, но зато для советского фехтования, последние пять лет переживавшего упадок, 1935 год во многом стал переломным. В Ленинграде был проведен всесоюзный слет мастеров, который стал вторым после Всесоюзной спартакиады, за годы Советской власти, фактическим первенством СССР. Также начали проводиться соревнования трех, а затем четырех городов. А еще год назад, находясь на летнем отдыхе в сочинском санатории РККА им. Ворошилова, Константин Трофимович не смог долго усидеть без дела и провел первую опытную работу по обучению фехтованию детей. Ребята занимались с большим увлечением, и результаты были положительными. Опираясь на этот опыт, он уже в 1935 году организовал в Ленинграде первую в Советском Союзе детскую спортивную фехтовальную школу при Василеостровском Дворце пионеров. Затем еще одну. И даже проводил соревнования между учениками этих двух школ.
В том же году Булочко силами своих студентов поставил на физкультурном параде на Красной площади инсценировку рукопашных боев, опираясь на практику пограничных конфликтов на Востоке. Восхищенный Ворошилов тогда сказал: «В своей жизни я видел немало штыковых атак, но то, что показали ленинградцы в имитации штыкового боя, достойно похвалы и восхищения». К. Т. Булочко был награжден грамотой. Впоследствии он не раз участвовал в физкультурных парадах Москвы и Ленинграда с впечатляющими рукопашными инсценировками. В то же время была проведена первая за 18 лет Советской власти международная встреча (а затем еще одна) наших фехтовальщиков — с командой Турции. И несмотря на поражения нашей команды — свои два боя выиграл только чемпион СССР Т. И. Климов — эта встреча стала серьезным стимулом для развития фехтования в нашей стране, «разбудила» его. Отметим, что Россия еще с Первой мировой войны оказалась в изоляции относительно информации о развитии техники и тактики мирового фехтования, и даже флеш-атака явилась для наших спортсменов неприятным сюрпризом. После этого в стране было принято решение обратить пристальное внимание на развитие фехтования. Опыт Булочко был отмечен и было поручено внедрять его в других городах. Также началось производство детского фехтовального инвентаря.
С 1938 года стало проводиться первенство СССР по рапире, эспадрону, штыку и впервые — шпаге. Булочко выиграл чемпионат по эспадрону и рапире. А в следующем году выиграл по рапире и в троеборье (рапира, эспадрон, штык).
После завершения в 1939 году большого чемпионского этапа, в жизни К. Т. Булочко начался новый — научно-педагогический. В то время остро стояла задача по взаимодействию с опытом зарубежных стран, в связи с чем фехтовальная научная общественность разделилась на два «лагеря» -«новаторов», которые выступали за вычленение и творческое переосмысление лучшего, что было в фехтовальных школах Запада — Италии, Франции, и «классиков», выступавших за приятие этих систем без изменений. К. Т. Булочко был в числе «новаторов».
В предвоенные годы он стал Заслуженным мастером спорта, а также подготовил к печати коллективный труд «Фехтование и рукопашный бой» — первый учебник для институтов физкультуры по этому предмету.
В этот же период он создает также программу для институтов физической культуры и ряд других работ, в том числе статей, занимается написанием диссертации.
В июне 1941 года он был аттестован лейтенантом и направлен в Управление боевой подготовки штаба Ленфронта страшим преподавателем Курсов усовершенствования командного состава по физическому образованию. Главным предметом был рукопашный бой. Параллельно он пишет «Сборник конспектов занятий по подготовке к рукопашному бою», который систематизировал данные разных программ обучения и призван был облегчить работу инструктора. Также сборник имел приложение в виде таблиц, позволявшее компоновать его материалы как конструктор для нужд каждого конкретного подразделения. Неутомимый даже в блокадных условиях Булочко непосредственно сам преподавал на Курсах усовершенствования командного состава при голодном пайке, тратя немало физических сил на показ приемов штыкового и рукопашного боя, писал «методички», выезжал в части и при всем этом умудрился найти время и силы, чтобы написать очень полезную и своевременную книгу «Обучение рукопашному бою» восполнившую недочеты и явившуюся комментарием к действующему руководству по подготовке бойцов.
И в том, что списанных в пехоту моряков, которых он обучал в Кронштадте, бывалые немецкие солдаты называли «черными дьяволами» за их штыковые атаки, была и его заслуга.
К.Т.Булочко награжден медалью за оборону Ленинграда. Трудолюбивый, отличный специалист, он был замечен «наверху». В июне 1942 года он был повышен в звании и переведен в Москву на должность инструктора в Управление лыжной, горной и физической подготовки Красной Армии. А дальше становится помощником начальника отдела, затем старшим помощником, затем старшим инструктором. А в октябре 1943 получает военное звание капитана.
В аттестационном листе от 1944 года ему была дана характеристика лучшего специалиста в СССР по рукопашному бою.
И все это время Булочко пишет статьи и другие работы по теме подготовки бойцов. В 1944 году в часто безуспешных попытках указать посредством докладов начальству на недочеты, имевшиеся в государственных программах обучения он написал статью «Требования фронта к рукопашному бою». Она вызвала полемику в кругах специалистов и военного руководства. Многие боевые офицеры и специалисты были согласны с доводами, но нашлись и те, кто в продолжение этой полемики, уже после войны, указывал, что раз армия победила, то значит, не так плохо учили…
Ответом на критику стала книга, явившаяся вершиной его военно-литературной деятельности и принесшая степень кандидата педагогических наук — «Физическая подготовка разведчика «(1945).
Наркоматом обороны СССР «За плодотворную учебно-боевую работу в области войсковой разведки» Константин Трофимович был удостоен знака «Отличный разведчик».
После демобилизации в 1946 году он хотел вернуться к своей прежней работе в ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, но прежняя должность не была вакантной и он стал заместителем директора по учебно-научной работе и заведующим кафедрой фехтования, доцентом Белорусского института физической культуры.
Здесь он работал над новым учебником по фехтованию, а также вернулся на фехтовальную дорожку: в 1945 году он стал вторым на первенстве СССР (эспадрон). А в дальнейшем побеждал в составе команды.
Но фамилии Булочко суждено было еще быть в списках чемпионов СССР — и первенство страны 1946 выиграла супруга Константина Трофимовича — рапиристка Вера Григорьевна Булочко (Дедюлина). Через пять лет, уже по возвращении в Ленинград, она повторила свой успех.
В 1949 году Константин Булочко вернулся в ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта сначала на должность старшего приват-доцента кафедры фехтования, а затем заведующего кафедрой единоборств (фехтование, бокс, борьба). спортивный чемпионат фехтование тренерский Наступил новый период наиболее сложной и ответственной тренерской работы. Стране требовалось ликвидировать отставание всех видов фехтования от планки мирового уровня, возникшее за 40 лет. Тем более, что впереди была Олимпиада 1952.
Было принято решение провести встречу с сильнейшей на тот момент командой мира — венграми и, несмотря на то, что наши фехтовальщики потерпели поражение, эта встреча, как и последующая неудачная Олимпиада 1952 года, явилась для них ценным уроком.
И три года спустя — с первенства мира, где советская команда саблистов одержала победу над командой Франции, началась эпоха, когда советские мастера клинка уверенно выдвинулись в положение признанных лидеров. И немало труда и таланта в эти успехи было вложено профессором, заслуженным тренером СССР К. Т. Булочко.
Он не жалел ни времени, ни сил, работал руководителем комплексной научно-исследовательской бригады сборной команды СССР, неоднократно возил ее на зарубежные соревнования.
Продолжал он вместе со своей супругой и работу с юными фехтовальщиками — в секции фехтования Ленинградского Дворца Пионеров, основанной им в 1937, а также при институте им. П. Ф. Лесгафта и не только…
Один из учеников Веры Григорьевны и Константина Трофимовича Булочко — Ф. М. Норкин вспоминал: «Батальон мальчишек того далекого набора в течение трех месяцев постигал основы фехтования в школе у Витебского вокзала под руководством Веры Григорьевны. Со всеми занималась Вера Григорьевна без всяких испытаний. Многие мечтали сразу о мушкетерских боях и не выдерживали обычной школьно-спортивной муштры… Уходили… А впереди нас, оставшихся в солидной роте, ждал экзамен. Теперь Вере Григорьевне предстояло отобрать двадцать пять мальчишек. Второй год тренировок, полных стремления двигательного познания, мышечной „радости“. Сентябрь… двенадцать ребят внимают словам Веры Григорьевны — нашего тренера, словам, которые я запомнил навсегда: — Фехтовальщики, начинаем новый спортивный год, будем работать по-иному, есть задумки и я уверена, — закончила она, — среди вас стоит один Олимпийский чемпион! Ошиблась Вера Григорьевна! Перед ней стояли ДВА Олимпийских чемпиона!» Речь здесь идет о В. Ф. Ждановиче и Б. Б. Мельникове.
По воспоминаниям старшего тренера по фехтованию СДЮШОР № 1 Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных К. А. Таджиевой: «Нам, мне лично очень повезло. Мы росли, занимались у замечательных тренеров и удивительных людей. Не попади в наш Дворец (а я пришла во Дворец в 1949 г.), не познай радость общения с Константином Трофимовичем Булочко и Вадимом Федоровичем Латернером — честное слово, жизнь была бы беднее, и неизвестно, полюбили бы мы так фехтование, чтобы отдать ему все свое время, все силы, войти в спорт прочно и на всю жизнь. Группы К. Т. Булочко занимались в институте физкультуры (ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта), а В. Ф. Латернера — во Дворце пионеров. Основным местом работы обоих был институт им. Лесгафта, поэтому в фехтовальном зале института часто собирались все юные фехтовальщики Дворца. В соседней с залом комнате стояло пианино, за которое садился Николай Никанорович Зубков, а нас наши тренеры учили танцевать. Очень следили за нашей осанкой, считая, что юные мушкетеры должны быть стройными и красивыми. Зимой выходили на каток института и там тоже учились танцевать на коньках (а коньки-то самые разные, и конечно, старые). В выходные дни весной и осенью ходили гулять, учились познавать красоту и историю нашего города. Мы гуляли по набережным и катались на лодках, ходили в музеи и парки. Нас научили очень-очень любить свой великий город».
В числе учеников Константина Трофимовича назовем известных спортсменов Г. Бокуна, Ю. Дексбаха, А. Овсянкина, Б. Белякова и других. В 1950—60-е гг. он тренировал будущих олимпийских чемпионов В. Ф. Ждановича, Э. Т. Винокурова, Б. Б. Мельникова. Также он подготовил более 20 мастеров спорта — в том числе В. Я. Балона, К. А. Таджиеву (Максимаджи), Ю. С. Ярошенко, Д. Суллера, Л. С. Князеву и других.
Выйдя на пенсию в возрасте 71 года, Константин Трофимович продолжил писать научные работы. Последней стала публикация 1987 года — «Преграды старению».
Скончался Константин Трофимович Булочко 14 января 1991 года в Ленинграде.
Введен в Зал Фехтовальной Славы России (2006).
Ученик К. Т. Булочко, чемпион СССР по фехтованию среди юниоров и постановщик фехтования в кино, актер В. Я Балон писал в своем очерке памяти Константина Трофимовича:
" Передо мной лежит книжка с дарственной надписью: «За первое место в соревнованиях по технике исполнения приемов фехтования на первенство ГОРОНО, город Ленинград, 5 марта 1953 года». Надпись сделана рукой Константина Трофимовича Булочко.
Автор книги В. В. Юнкер, называется она — «Путешествие по Африке». Не знаю, что думал Константин Трофимович, даря мне эту книгу, но мне кажется, что именно он пустил меня в путешествие по жизни.
Сейчас я понимаю, что все хорошее, все высокое, чистое, если оно есть у меня, то только благодаря ему. Это все — от него.
Константин Трофимович никогда не учил, никогда не читал нравоучений, не повышал голоса. Я задумываюсь, каким же образом все это хорошее передавалось. А он просто давал возможность впитывать это хорошее, находясь с ним рядом. Давал тебе возможность эту без малейшего принуждения, нажима, диктата…
Я отчетливо помню, как во дворе института физкультуры появлялся человек, и он выглядел «белой вороной»: всегда в тройке, всегда элегантно одет, что, мягко говоря, несколько диссонировало со спортивной одеждой. И венчала весь этот облик шляпа, к которой он щегольски прикладывал руку, приветствуя всех попадавшихся навстречу, неважно, был ли это преподаватель или студент. И все это делалось органично, красиво и просто одновременно.
Не хочется никаких эпитетов, но, когда задумываешься, кто же он — Константин Трофимович, — тренер, педагог, воспитатель, старший товарищ и так далее, то хочется просто сказать одну, может быть очень часто употребляющуюся обыденную фразу: «Это был ЧЕЛОВЕК.».
А вот когда спрашивают: «А каким должен быть человек?», мне, вместо многих сослагательных этого понятия, хочется просто сказать:
«Это был Константин Трофимович Булочко».
- 1. Бабенко О. Н. «Разящие клинки. Из истории фехтования в городе на Неве». С-Пб, 1996.
- 2. Балон В. Я. «…но с благодарностию: БЫЛИ!». Рукопись. Из личного архива В. Я. Балона.
- 3. «Константин Трофимович Булочко». // Зал славы НГУ им. П. Ф. Лесгафта.
- 4. Лукашев М. Н. «Капитан Булочко подводит итоги». // Додзе. Боевые искусства Японии, № 01 (21), 2004 .
- 5. Лукашев М. Н. «Капитан Булочко подводит итоги». // Додзе. Боевые искусства Японии, № 06 (20), 2003.