Художні товариства.
Питання радянського образотворчого мистецтва у політиці Наркомосу Російської Радянської Федеративної Соціалістичної Республіки 1928-1932 роки
Деятельность художественных обществ в 1928;1929;м годах регламентировалась отделом изобразительных искусств — подразделением Наркомата Просвещения РГАЛИ Ф. 645. Оп. 1. Д. 435. Большинство вопросов решала художественная коллегия ИЗО-отдела без привлечения каких-либо сторонних или вышестоящих инстанций Там же. Л. 23. Именно она вела переписку с художниками и художественными обществами по всем… Читати ще >
Художні товариства. Питання радянського образотворчого мистецтва у політиці Наркомосу Російської Радянської Федеративної Соціалістичної Республіки 1928-1932 роки (реферат, курсова, диплом, контрольна)
Деятельность художественных обществ в 1928;1929;м годах регламентировалась отделом изобразительных искусств — подразделением Наркомата Просвещения РГАЛИ Ф. 645. Оп. 1. Д. 435.. Большинство вопросов решала художественная коллегия ИЗО-отдела без привлечения каких-либо сторонних или вышестоящих инстанций Там же. Л. 23. Именно она вела переписку с художниками и художественными обществами по всем вопросам — от личных до вопросов организации выставок, от сотрудничества до государственных заказов. При ИЗО-отделе также существовала методическая комиссия по вопросам искусства, председателем которой был А. И. Свидерский Там же. Л. 22. Эта комиссия брала на себя часть переписки, касающуюся теоретических вопросов искусства и его продвижения в массы. Одним из ярчайших примеров переписки по вопросам изобразительного искусства является переписка Свидерского и И. Грабаря 1929;го года Там же. Л. 98−104., в которой последний высказывается о необходимости финансирования искусства, производимого художественными обществами, а также настаивает на том, что планы по вопросам изобразительного искусства не могут составляться на долгие периоды, так как искусство живо реагирует на текущую ситуацию; следовательно, художественные общества, по мнению Грабаря, должны получать задачи от государства в виде сиюминутных заказов. Примечательно, что данная переписка дважды обсуждалась на заседаниях методической комиссии в начале 1929 года Там же. Л. 57−59, 74−81. На первом из заседаний свою точку зрения отстаивал лично Грабарь Там же. Л. 57. По итогам этих заседаний было принято решение о том, что план ИЗО-отдела будет впредь исполняться количественно, детали же художественного производства было решено определять в соответствии с конкретной ситуацией Там же. Л. 78. Из данного факта следует, что Наркомат Просвещения в тот период прислушивался к мнению членов художественных обществ, хотя бы к самым видным из них.
Существовал ряд вопросов, по которым взаимодействие с художественными обществами происходило непосредственно через Наркомат Просвещения, а иногда и через вышестоящие инстанции. Так, после обсуждения теоретических и организационных аспектов выставок, финансовый запрос отправлялся в СНК, через который художественные общества вели переписку с Наркомфином Там же. Л. 27.
В числе вопросов, которыми ведал непосредственно учёный совет Наркомпроса, был вопрос регистрации художественных обществ и утверждения их уставов. Происходило это по следующей схеме: группой художников направлялось письмо в Наркомат Просвещения, содержавшее информацию о личностях художников, цели их объединения и предполагаемых названии и роде деятельности. Следом направлялся комплект документов — личные дела художников и сведения об их профессиональной деятельности. Наркомпросом проверялись присланные документы, после чего члены будущего объединения составляли свой устав на основе нормального устава НКВД. После этого на ближайшем заседании учёного совета рассматривался вопрос о регистрации общества. За 1928 и 1929 год было зарегистрировано 11 обществ, среди которых, к примеру, организация художников-самоучек из Самарканда АРИЗО Там же. Л. 136., организация выпускников ВХУТЕМАС 1925 года «Круг художников» Там же. Л. 171. (де-факто организованная ещё в 1926 году, она начала существовать официально лишь в конце 1928), кружок «Мастера аналитического искусства (МАИ)» Там же. Л. 167., состоявший из учеников П. Н. Филонова (также была создана раньше, в 1925 году). В этот период в рамках данного исследования ни одного отказа в регистрации художественного общества зафиксировано не было.